Список коллизий от НОСТРОЙ

Список дополнительных коллизий (нестыковок, проблемных зон, вопросов) выявленных в ходе стратегической сессии НОСТРОЙ и предложения направления их решения

Группа №2: «Формирование компенсационных фондов СРО. Формы уведомлений СРО и их членов»

1) Согласно пункту 14 статьи 3.3 ФЗ 191 после 01.07.2021 СРО обязана вернуть взносы, уплаченные в КФ СРО, членам, прекратившим членство в переходный период. С другой стороны: в соответствии с пунктом 12 данной статьи средства вышедших зачисляются КФ ОДО. При этом такие выплаты допускаются только из КФ ВВ, в котором взносов исключенных лиц нет. Кроме того, не предусмотрено пополнение КФ ВВ при таких выплатах. Данную коллизию необходимо устранить путем уточнения, что данная норма не распространяется на членов указанных в части 14 статьи 3.3 ФЗ 191.

2) Договор технического заказчика не является договором подряда. Законом не определен размер взноса в КФ ОДО для технического заказчика. При этом ответственность СРО за технического заказчика установлена в статье 60.1 ГрК РФ.

3) Может ли уровень ответственности члена устанавливая размер взноса в КФ не совпадать по КФ, а также по обычным и особо опасным объектам? Предложение группы: НОСТРОЙ разработать реестр учета членов, имеющих разный уровень ответственности по двум видам КФ в зависимости от ст. 48.1 ГрК РФ.

4) Какие исключенные члены имеются ввиду в переходный период, средства которых должны быть зачислены в КФОДО?

5) Сколько должен заплатить застройщик выполняющий работу самостоятельно в КФВВ? Проект ответа: в соответствии с ч. 3 ст. 55.2 ГрК РФ застройщик вправе выполнять работы по строительству если является членом СРО. При этом уровень ответственности и размер взноса в КФ зависит от суммы договора, однако в указанном случае договор отсутствует. В соответствии с п. 28 Постановления Правительства №87 от 16.02.08 в составе проектной документации разрабатывается сводный сметный расчет, но на частных инвесторов обязательность разработки сметы не установлена. Для урегулирования данного вопроса просим Минстрой разъяснить как СРО при проверке определить достоверность заявленных застройщиком стоимости по договору. Необходимо провести расчет стоимости по укрупненным показателям базисной стоимости строительства по объектам аналогам утвержденным Минстроем РФ.

6) Для применения новых требований СРО необходимо утвердить следующие документы: Положение о КФВВ, Положение о КФОДО, Инвестиционная декларация, а также СРО вправе утвердить – Положение о страховании гражданской ответственности ВВ, Положение о страховании рисков неисполнения договора ОДО.

Группа №3: «Стандарты и внутренние документы СРО и Национального объединения»

1) Принятые в юр.лице стандарты обязательны для работников = принятые стандарты в СРО обязательны для членов?

2) Необходимо ли принятые НОСТРОЙ стандарты утверждать в СРО, т.к. СРО по закону обязаны проверять исполнение стандартов НОСТРОЙ членами СРО.

3) Могут ли вновь принятые организации в СРО выполнять работы по организации строительства, с учетом вступившей в силу новой редакции ст. 55.16 и 55.16-1?

4) Ответственность СРО при приеме в члены организаций из других регионов, в период с 03.07.2016 по 30.06.2017?

Группа №4: «Реорганизация и ликвидация СРО»

1) Переоформление средств КФ при реорганизации в форме присоединения. Как переоформить договор на специальный счет КФ?

Группа №5: «Национальный реестр специалистов. Квалификационные требования»

Коллизии

1) В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 372-ФЗ, ИП или юридическое лицо к 1 июля 2017 года должно иметь специалистов, включенных в Национальный реестр специалистов (далее — «НРС»). Вместе с тем, положения Закона о ведении Национальным объединением НРС вступают в силу также 1 июля 2017 года. Соответственно у Национального объединения отсутствует возможность, для своевременного включения специалистов в НРС установленный срок.

Рекомендации: — Минстрою России в возможно короткие сроки разработать предусмотренные законом акты (порядок включения в национальный реестр специалистов, порядок ведения национального реестра специалистов, порядок внесения изменения сведений о специалистах, включенных в национальный реестр специалистов, порядок исключения из национального реестра специалистов, перечень направлений подготовки специалистов в области строительства), разъяснить возможность формирования Национального реестра в срок до 1 июля 2017года;
— Национальному объединению разработать Регламент ведения НРС и программное обеспечение по ведению НРС;
— Физическим лицам направить заявления с необходимыми документами для включения в НРС (до 01.07.2017 г.).

2) В соответствии с пунктом 5 части статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса, для включения в реестр специалист (иностранный гражданин) должен иметь, в том числе, разрешение на работу. Вместе с тем, частью 4 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определено, что иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Таким образом, в НРС не может быть включен иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность на основании патента.

Рекомендация: внесение изменений в Градостроительный кодекс.

3) Частью 5 статьи 55.5 Градостроительного кодекса предусмотрено, что квалификационные стандарты делятся по направлениям деятельности. Градостроительным кодексом не дано определение «направления деятельности». Частью 7 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса установлено, что Минстрой России утверждает перечень подготовки в области строительства. В связи с тем, что отрасль строительства по тексту Градостроительного кодекса отделена от отрасли инженерных изысканий и отрасли архитектурно-строительного проектирования, перечень направлений подготовки для отрасли инженерных изысканий и отрасли архитектурно- строительного проектирования не предусмотрен. Возникает вопрос – делить ли квалификационные стандарты для изыскательских и проектных СРО по направлениям деятельности или разрабатывать только единые стандарты по организации инженерных изысканий и организации работ по проектированию.

Рекомендация: необходимы разъяснения Минстроя России.

4) Требования части 5 статьи 3.3 Градостроительного кодекса предусматривают, в случае, если член СРО сохраняет членство, предоставление документов, установленных частью 2 статьи 55.6 в срок до 1 декабря 2016 года. Вместе с тем, статья 55.6 вступает в силу 1.07.2017 года. Таким образом, член СРО в случае сохранения членства, должен предоставить документы, предусмотренные частью 2 статьи 55.6 в действующей редакции. Такие документы им уже представлялись ранее.

Рекомендация: Минстрою России дать разъяснения о перечне документов, которые необходимо представить члену СРО в срок до 1 декабря 2016 года вместе с заявлением о сохранении членства.

Проблемные зоны

1) Пунктом 11 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса предусмотрено включение в НРС следующей информации:
1. фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица;
2. вид осуществляемых физическим лицом работ (организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства);
3. дата принятия решения о включении сведений о физическом лице в национальный реестр специалистов или решения об исключении сведений о таком физическом лице из национального реестра специалистов. Размещение иной информации не предусмотрено. Вместе с тем, наличие только такой информации не отражает каких-либо сведений об идентификации лица. По факту получается «пустой реестр».

Рекомендации: Минстрою России своим ведомственным актом наделить Национальные объединения правом дополнения НРС иными сведениями.

2) Возникают сложности в проверкой предоставляемых заявителем сведений.

Рекомендации: — предоставление нотариально заверенных (диплом) либо заверенных работодателем (трудовая книжка) копий документов;
— предоставление справки об отсутствии судимости.

3) Пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса предусмотрены квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, — наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет. Не ясно, какой руководитель является лицом, самостоятельно осуществляющим работы и может ли он быть одновременно специалистом по организации строительства.

Рекомендации: Минстрою России дать разъяснения по данному вопросу.

4) В соответствии с пунктом 9 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса не предусмотрена возможность исключения из НРС в случаях окончании срока действия свидетельства о повышении квалификации, а также при предоставлении заявителем недостоверной информации (если факт недостоверности выявлен после включения в реестр).

Рекомендация: внесение изменений в пункт 9 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса дополнение случаев исключения из реестра.

Группа №6: «Ведение реестра членов СРО и единого реестра Национального объединения. Действие свидетельства о допуске»

1) Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» ДЕЙСТВУЕТ, в части не противоречащей изменениям, вступившим в силу 03.07.2016 Федеральным законом N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Предложение группы: Необходимо внесение уточнения: заменить «… вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по …, стоимость которых по одному договору не превышает (составляет) …» на уровни ответственности члена саморегулируемой организации в соответствии со статьей 5516 Кодекса «Компенсационные фонды саморегулируемой организации»

2) Форма выписки из реестра установлена Приказом Ростехнадзора от 24.09.2010 N 952 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» и ДЕЙСТВУЕТ в части не противоречащей изменениям, вступившим в силу 03.07.2016 Федеральным законом N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Предложение группы: Необходимо внесение уточнения: заменить «… вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по …, стоимость которых по одному договору не превышает (составляет) …» на уровни ответственности члена саморегулируемой организации в соответствии со статьей 55.16 Кодекса «Компенсационные фонды саморегулируемой организации»

Группа №7: «Переход членов из СРО в СРО. Прекращение членства. Прием новых членов»

1) Частью 6 статьи 55.4 Кодекса (в новой редакции, которая вступила в силу с 04.07.2016) устанавливается требование к некоммерческим организациям на момент получения статуса, а также на протяжении всей деятельности. Одним из условий является вступление в СРО организаций, зарегистрированных в том же субъекте, в котором зарегистрирована данная СРО. Однако требования к приему в члены действующих СРО организаций, зарегистрированных по месту нахождения таких СРО, устанавливаются статьей 55.6 Кодекса, внесенные изменения в которую вступают в силу только с 01.07.2017. В связи с неоднозначным толкованием указанных норм вправе ли СРО принимать в члены организации, зарегистрированные в другом субъекте РФ с учетом статьи статьей 55.6 Кодекса в старой редакции, не предусматривающей региональный принцип для приема в члена. Решением этой коллизии может стать вступление в силу части 3 статьи 55.6 Кодекса (с изменениями, внесенными ФЗ 372-ФЗ) в тот же период, что и часть 6 статьи 55.4 Кодекса.

Рекомендация: СРО, принимая в члены организации, зарегистрированные в другом субъекте РФ, не будет отвечать требованиям, предъявляемым положениями части 6 статьи 55.4 Кодекса к некоммерческим организациям, имеющим статус саморегулируемой организации. Необходимо получить разъяснение Минстроя России.